Руководитель – иностранный гражданин. Нужна ли лицензия?

Публикация Журнал «Финансовый директор» сентябрь 2008

Партнеры, аттестованные юристы
Юридической компании ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ
Валентина Завадская и Елена Плавинская

Согласно Декрету «О лицензировании отдельных видов деятельности»1, статье 4 Закона «О внешней трудовой миграции»2, пункту 4 Положения о лицензировании деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей3, осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, производится на основании лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей (далее по тексту — лицензия)4. До 15 августа 2008г.указанная норма распространяла свое действие и на случаи принятия на работу иностранного гражданина -руководителя коммерческой организации с иностранными инвестициями. В связи с этим до принятия на работу иностранного гражданина на должность директора организации, необходимо было получить лицензию . Кроме того, после получения лицензии необходимо было на каждого иностранного гражданина оформить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее по тексту – специальное разрешение). Получение лицензии и специального разрешения занимало минимум 2 месяца. Обращаем внимание, что при решении вопроса о выдаче лицензии лицензирующим органом запрашивалось заключение соответствующего подразделения по гражданству и миграции о возможности выдачи лицензии, а при решении вопроса о выдаче специального разрешения в комитет по труду, занятости и социальной защите направлялся соответствующий запрос для получения информации о возможности (невозможности) привлечения иностранца на работу к нанимателю Республики Беларусь. В выдаче специального разрешения могло быть отказано при наличии заключения о нецелесообразности привлечения иностранца на работу к данному нанимателю, выданного комитетом по труду, занятости и социальной защите областного исполнительного комитета, Минского городского исполнительного комитета.

Очевидно, что до получения лицензии и специального разрешения организацией необходимо управлять, открывать счета, изготавливать печать, заключать контракты и т.п. Следовательно, в период до получения лицензии и специального разрешения необходимо было назначить на должность директора организации гражданина Республики Беларусь. Однако, при выборе кандидатуры на должность директора учитываются не только профессиональные, деловые и личные качества, но и сложившиеся доверительные отношения между нанимателем и будущим директором. Такое положение дел явно не способствовало привлечению иностранных инвестиций в республику.

15 августа 2008г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008г. №417-З6, которым внесены значительные изменения в Закон «О внешней трудовой миграции».

Так, согласно пункту 4 Положения о лицензировании деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, под деятельностью, связанной с привлечением иностранной рабочей силы, понимается наем иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределов Республики Беларусь, для выполнения работы в Республике Беларусь, предусматривающий заключение с данными иностранцами трудового договора (контракта), за исключением привлечения категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в части второй статьи 1 Закона «О внешней трудовой миграции».

В части второй статьи 1 Закона «О внешней трудовой миграции» указывается перечень иностранных граждан и лиц без гражданства, на которых указанный Закон не распространяется. Согласно вступившим в силу 15 августа 2008г. изменениям Закон «О внешней трудовой миграции» не распространяется на учредителей, руководителей коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных в качестве юридических лиц Республики Беларусь.

Таким образом, учредители коммерческой организации с иностранными инвестициями, а также руководитель коммерческой организации с иностранными инвестициями, являющиеся иностранными гражданами, с 15 августа 2008г. вправе работать по трудовому договору (контракту) в коммерческой организации с иностранными инвестициями без получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы.

Необходимо помнить, что согласно статье 77 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициямиявляются юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.

Однако, в настоящий момент в отношении иностранного гражданина – учредителя, руководителя коммерческой организации с иностранными инвестициями, сохраняет действие норма, устанавливающая обязанность получить специальное разрешение на каждого иностранного гражданина. При этом, согласно пунктам 8 и 11 Инструкции о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь:8

  • в выдаче специального разрешения может быть отказано при наличии заключения о нецелесообразности привлечения иностранца на работук данному нанимателю, выданного комитетом по труду, занятости и социальной защите областного исполнительного комитета, Минского городского исполнительного комитета;
  • такое разрешение выдается сроком до шести месяцев.

Указанные коллизии влекут необходимость приведения подзаконных актов в соответствие с Законом «О внешней трудовой миграции». Так, с одной стороны, Закон «О внешней трудовой миграции» предоставляет возможность трудоустройства иностранных граждан — учредителей, руководителей коммерческих организаций с иностранными инвестициями без лицензии, так как реализуется воля иностранного инвестора, вкладывающего в экономику страны инвестиции, а, с другой стороны, при выдаче специального разрешения государственные органы должны согласно Инструкции рассматривать вопрос о целесообразности (нецелесообразности) привлечения иностранца, при этом их мнение может расходиться с интересами инвестора.

На практике, с учетом изменений в Закон «О внешней трудовой миграции» Управление по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома выдает иностранному гражданину — учредителю, руководител коммерческой организации с иностранными инвестициями, специальное разрешение сроком на 1 год в течение 15 дней с момента предоставления соответствующих документов при этом запрос о целесообразности (нецелесообразности) привлечения иностранца не направляется. В тоже время в Минской области Управление по гражданству и миграции УВД Миноблисполкома такие разрешения выдают сроком на шесть месяцев.

Отдельно необходимо разъяснить порядок приема на работу граждан Российской Федерации. Согласно статье 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией «О равных правах граждан» (г.Москва, 25 декабря 1998г.) Республика Беларусь и Российская Федерация обеспечивают гражданам Беларуси и России равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России. Граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Республика Беларусь и Российская Федерация обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенной в связи с трудовой деятельностью граждан. Учитывая изложенное, гражданин Российской Федерации вправе работать на территории Республики Беларусь без получения лицензии и специального разрешения наравне с гражданином Республики Беларусь.

  1. Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», которым утверждены положение о лицензировании отдельных видов деятельности и перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций
  1. Закон Республики Беларусь от 17 июня 1998 года №169-3 «О внешней трудовой миграции»
  2. Положение о лицензировании деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003г. №1335
  3. Исключение составляют граждане Российской Федерации, о чем будет рассказано ниже
  4. Норма действовала до 15 августа 2008г.
  5. Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008г. №417-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь»
  6. Инвестиционный кодекс от 22 июня 2001г. № 37-З
  1. Инструкция о порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденная Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 23.11.2004 №264 (в редакции постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 19.06.2006 №158)
callback
mail
mailing
share