Уплата налогов не на тот счет. Судебная практика.

Публикация Журнал «Финансовый директор» сентябрь 2008

Партнеры, юристы Юридической компании ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ
Валентина Завадская
Елена Плавинская

Нередко встречаются ситуации, когда субъекты хозяйствования ошибочно перечисляют налоги (сборы) не на тот счет. Такая ошибка влечет значительные неблагоприятные последствия — административную ответственность согласно статье 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – по тексту – КоАП) за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа. Однако, не всегда в данном деянии содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.6 КоАП.

Рассмотрим данную ситуацию на конкретном примере, который поможет практикующему юристу сформировать свою позицию и отстоять интересы организации в хозяйственном суде.

Таможенным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственность «ХХХ» (далее по тексту – Общество) в виде штрафа в размере 9 000 000 белорусских рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.13.6 КоАП.

Обстоятельства дела.

В 2007 году в пункте таможенного оформления Обществом по таможенной декларации был заявлен в таможенном режиме свободного обращения товар. В подтверждение уплаты Обществом таможенных платежей (НДС и сбора за таможенное оформление) должностному лицу таможенного органа были представлены соответствующие платежные поручения. По результатам рассмотрения представленных документов, в том числе платежных поручений, выдано свидетельство о помещении товаров под заявленный таможенный режим.

В последующем установлено, что на момент выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим, денежные средства в счет уплаты НДС на счет, открытый для таможенного органа, не поступили, так как были уплачены на счет республиканского бюджета, открытый для ИМНС по соответствующему району.

В частности, в платежном поручении ошибочно был указан не тот расчетный счет. Назначение платежа было указано в соответствии с требованиями законодательства.

Позиция таможенного органа.

Согласно подпункту 1.1. пункта 1 статьи 254 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – ТК) таможенные платежи в безналичном порядке должны быть уплачены на счета республиканского бюджета, открытые в соответствии с законодательством Республики Беларусь для таможни, в которой осуществляется либо будет осуществляться таможенное оформление товара. Учитывая изложенное, таможенным органом был сделан вывод, что Общество не исполнило налоговое обязательство по уплате таможенных платежей.

Указанное выше деяние было квалифицировано таможенным органом по ч.9 статьи 13.6 КоАП (неуплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более одной четвертой базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица).

Позиция Общества.

В совершенном Обществом деянии, выразившемся в уплате таможенных платежей в республиканский бюджет через транзитный счет управления государственного казначейства г.Минска, открытый ИМНС по соответствующему району г.Минска, а не через транзитный счет, открытый таможенному органу, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.6 КоАП.

Частью 9 статьи 13.6. КоАП установлена ответственность за неуплату или неполную уплатув установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более одной четвертой базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица.

Согласно пункту 1.34 статьи 8 ТК таможенные платежи — налоги, сборы (пошлины), взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 ТК к таможенным платежам относятся налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию, и таможенные сборы.

Согласно статье 6 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – НК) налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

В соответствии со статье 6 НК сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Таким образом, законодатель определил следующие обязательные признаки налога (сбора):

  • обязательность;
  • платеж, взимаемый в республиканский или местный бюджет.

Согласно статье 8 НК таможенная пошлина и таможенные сборы (таможенные платежи) относятся к республиканским налогам, сборам (пошлинам).

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» от 29 декабря 2006г. №191-З доходы республиканского бюджета формируются за счет таможенных пошлин и таможенных сборов.

Пунктом 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» установлено, что налоги, сборы (пошлины) и другие доходы, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 4, зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь и распределяются в соответствии с указанным Законом.

Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993г. №846 «О государственном казначействе Республики Беларусь» на счетах казначейства аккумулируются средства республиканского бюджета.

В соответствии с пунктом 4.2.1 Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов и Правлением Национального банка Республики Беларусь от 08.12.2005 №143/171, уплата платежей в республиканский бюджет производится на транзитные счета управлений государственного казначейства, открытых по каждому клиенту казначейства. Согласно пункту 2 указанной Инструкции клиентами казначейства являются инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, таможни Республики Беларусь.

Согласно пункту 30 указанной Инструкции денежные средства, зачисленные на транзитные счета в уплату платежей в бюджет, подлежат перечислению на счет республиканского бюджета в следующем порядке: денежные средства в белорусских рублях с транзитных счетов № 36029CDDDZZZК в течение банковского дня перечисляются на счет республиканского бюджета через субсчет республиканского бюджета. Перечисление денежных средств с транзитных счетов осуществляется обслуживающим банком на основании постоянно действующего платежного поручения управления государственного казначейства, а с субсчета — на основании постоянно действующего платежного поручения Министерства финансов.

Учитывая изложенное, уплата налогов (сборов) в республиканский бюджет, в том числе таможенных платежей, осуществляется в следующем порядке:

  1. плательщик налога и сбора перечисляет налог (сбор) на транзитный счет управления государственного казначейства, открытый по каждому клиенту казначейства;
  2. в течение банковского дня указанные денежные средства перечисляются на единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь – счет республиканского бюджета.

В рассматриваемой ситуации Обществом ошибочно были уплачены таможенные платежи на транзитный счет управления государственного казначейства г.Минска, открытый ИМНС по соответствующему району г.Минска, которые в соответствии с законодательством в течение одного дня были зачислены на счет республиканского бюджета и поступили в республиканский бюджет.

Следовательно, согласно требованиям статей 6 НК, 8 ТК, пункта 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» таможенные платежи были уплачены Обществом в республиканский бюджет в полном объеме и своевременно.

При уплате таможенных платежей Обществом было допущено нарушение законодательства, выразившееся в несоблюдении порядка уплаты таких платежей.

Ссылка таможенного органа на пункт 1 статьи 254 ТК, согласно которой таможенные платежи уплачиваются в безналичном порядке на счета республиканского бюджета, открытые в соответствии с законодательством для таможенного органа, также подтверждает позицию Общества, что в данном случае не соблюден именно порядок уплаты таможенных пошлин.

В частности, статья 254 ТК называется «Порядок и формы уплаты таможенных платежей» и устанавливает порядок уплаты таможенных платежей.

Частью 9 статьи 13.6 КоАП установлена ответственность за неуплату в установленный срок плательщиком таможенного платежа. Ответственность за нарушения порядка уплаты таможенных платежей частью 9 статьи 13.6 КоАП не установлена.

Несмотря на то, что Обществом был нарушен порядок уплаты таможенных платежей, таможенные платежи были уплачены в республиканский бюджет в полном объеме.

Таким образом, в совершенном Обществом деянии отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 13.6. КоАП (неуплата таможенных платежей).

Разрешение спора.

По результатам рассмотрения спора хозяйственный суд отменил постановление о привлечении Общества к административной ответственности в связи с отсутствием в деянии состава вменяемого административного правонарушения. Дело об административном правонарушении в отношении Общества прекращено.

callback
mail
mailing
share