5 практических рекомендаций при заключении договора поставки

Наталья Лаптёнок, адвокат, партнер адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»

Валентина Завадская, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»

 

Как показывает практика, часто организации берут за основу шаблон договора поставки из интернета или у знакомых и, не читая, вписывают наименование контрагента, сведения о товаре и т. д. Однако, во-первых, взятый за основу договор не всегда составлен грамотно и защищает интересы стороны по договору, во-вторых, необходимо индивидуально подходить к каждому договору, как и к каждому контрагенту. Неграмотно составленный договор зачастую приводит к значительным финансовым потерям.
Адвокат адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» рассказали Naviny.by, какие ошибки чаще всего встречаются в договорах поставки.

  Не определен четко срок оплаты.
Например, срок оплаты – 10 дней. Однако не указано, с какого момента или события начинается течение срока: с момента поставки, с момента заключения договора и т.п.
Или в договоре указан срок оплаты 10 дней с момента поставки, а в протоколе согласования цен на поставку партии товара указан срок оплаты 60 дней с момента поставки. При этом договором не установлено, что срок оплаты конкретной партии товара может быть изменен протоколом согласования цен, подписанным сторонами.

Последствия:
В данных ситуациях имеются основания считать, что стороны не достигли соглашения о сроке оплаты.
Если договором поставки не установлен срок оплаты и не установлен порядок определения такого срока, а расчеты производятся платежными поручениями, покупатель обязан оплатить товар не позднее банковского дня, следующего за днем получения товара.

Рекомендации:
В договоре четко определять срок оплаты. Не допускать указание в документах по одной поставке разных сроков оплаты.
Пример:
Срок оплаты поставленного товара – 10 дней с момента поставки товара.

  Установлен срок оплаты в зависимости от действий самого поставщика.
Например, оплата поставленного товара осуществляется в течение 10 дней с даты поставки товара на основании платежного требования, выставленного поставщиком. Однако в 99% случаев поставщик платежное требование не выставляет, а ждет оплату от покупателя.
Такая же ситуация возникает, когда в договоре предусмотрена оплата в течение, например, 10 дней с момента выставления поставщиком счета или с момента уведомления поставщиком о готовности товара к отгрузке и т.п. К тому же в таких ситуациях у поставщика должны быть доказательства совершения соответствующего действия (выставления счета, уведомления о готовности товара к отгрузке и т.п.). При этом недостаточно направить счет, уведомление и т.п. по факсу или почтой простым письмом. Должно быть доказательство получения покупателем соответствующего документа (отметка о вручении, опись вложения в ценное письмо и уведомление о его получении и т.п.).

Последствия:
Если поставщик не совершит определенное договором действие, срок оплаты не наступит, и не могут быть взысканы штрафные санкции за просрочку оплаты поставленного товара.

Рекомендации:
Не предусматривать срок оплаты в зависимости от действий самого поставщика.
Если все же начало течения срока оплаты зависит от действий поставщика, необходимо в максимально короткие сроки совершить такие действия и иметь соответствующие доказательства.

  Некорректно сформулированы условия по взысканию неустойки.
Например, в договоре предусмотрено, что в случае нарушения сроков оплаты товара покупатель уплачивает неустойку в размере 0,1% от просроченной суммы. В данном случае не указано, что неустойка уплачивается за каждый день просрочки платежа.

Последствия:
Если покупатель не оплачивал в течение года поставленный товар в размере 10 000 рублей, то неустойка за 1 год просрочки платежа составит 10 рублей.
Если же в договоре будет предусмотрено, что неустойка уплачивается за каждый день просрочки, то ее размер составит 3 650 рублей.

Или, например, в договоре предусмотрено, что в случае нарушения сроков оплаты товара покупатель уплачивает неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки платежа. В данном случае не указано, от какой суммы рассчитывается 0,1%.

Последствия:
Считается, что условия по взысканию неустойки сторонами не согласованы.

Рекомендации:
Четко формулировать в договоре условия по взысканию неустойки.
Пример:
В случае нарушения сроков оплаты товара покупатель уплачивает неустойку в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки платежа.

  Не предусмотрен сокращенный срок рассмотрения претензии.
На сегодняшний день по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии, если иное не установлено законодательными актами или договором. Общий срок рассмотрения претензии – 1 месяц со дня ее получения. Иной срок может быть установлен договором или законодательством.

Последствия:
Претензия получена должником. Должник уже на следующий день в устной форме сообщает о том, что не будет выполнять требования претензии. Однако до обращения в суд необходимо все равно выждать срок, установленный для рассмотрения претензии – 1 месяц со дня ее получения.

Рекомендации:
Предусмотреть в договоре сокращенный срок рассмотрения претензии.
Пример:
До обращения в суд предъявление претензии (досудебный порядок) является не обязательным. В случае направления претензии срок рассмотрения претензии и направления ответа на претензию составляет 5 дней со дня ее получения.

  Не предусмотрена подсудность.
В таком случае применяются общие правила подсудности – иск, заявление о возбуждении приказного производства предъявляются в экономический суд по месту нахождения или месту жительства ответчика (должника).

Последствия:
Если Вы, например, находитесь в Минске, а должник – в Бресте, то спор будет рассматриваться в Бресте, что повлечет значительные временные и материальные затраты на поездки в судебные заседания.

Рекомендации:
Предусмотреть в договоре подсудность по месту нахождения Вашей организации.
Пример для поставщика:
Споры по договору рассматриваются в экономическом суде по месту нахождения поставщика.

О других советах при заключении договора поставки читайте в статье Продолжаем рубрику: 5 новых советов из практики при заключении договора поставки

Опубликовано сентябрь 2019 г.

callback
mail
mailing
share